Рабочее досье: автомеханик

Изменить размер текста: A A

Автомеханик — специалист широкого профиля, выполняющий операции по техническому обслуживанию и ремонту различных автотранспортных средств, от мотоциклов и мопедов, до большегрузных карьерных самосвалов.

Мастер контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, а также управляет автотранспортными средствами.

• подвижностью, координированностью и точностью движений кистей и пальцев рук,

• тонкой мышечной и слуховой чувствительностью,

• хорошей образной и оперативной памятью,

• техническим интеллектом,

• высоким объемом и распределением вни­мания,

• наблюдательностью,

• нервной системы,

имеющим

• пониженные показатели зрения и слуха,

• аллергию.

Автомеханик должен знать:

• правила техники безопасности;

• устройство принципы работы ремонтируемого оборудования, силовых установок, агрегатов и машин;

• свойства обрабатываемых материалов, антикоррозийных смазок и масел;

• способы восстановления изношенных деталей;

• технические условия на испытания, регулировку и приемку узлов, механизмов и оборудования после ремонта;

• устройство и способы применения специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов.

Из школьных предметов больше всего пригодятся

• математика

• физика

Также необходимо умение выполнять работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов.

К минусам профессии автомеханика относятся:

Опасность:

• ушибов,

• травм, связанных с падением тяжёлых предметов,

• травм глаз,

• порезов,

• травм, связанных с поднятием тяжестей.

Отрицательно влияют на здоровье

• шум и вибрация, связанные с работой инструментов,

• контакт с химикатами,

• выхлопные газы .

Автомеханик может освоить узкую специализацию:

Механик – человек, отвечающий за механизмы внутри автомобиля (мотор, коробка передач, сцепление и так далее).

Маляр – специалист по краскам, способный перекрасить машину в любой цвет или нанести на нее необходимые рисунки.

Авторихтовщик – мастер по выравниванию вмятин, заделыванию трещин и так далее.

Электрик – человек, способный починить все электроприборы внутри машины.

Автосварщик – рабочий, основной задачей которого являются сварочные работы, связанные с починкой автомобиля.

Диагностик – опытный специалист, хорошо разбирающийся в поломках машины

Шиномонтажник – специалист по ремонту, замене и балансировке автомобильных колёс

О профессии автомеханик — интересно

Профессия автослесаря и автомеханика появилась значительно позже, чем появились первые механизмы. «Механиками» в те далекие времена называли ученых, разрабатывавших принципы работы механических орудий. Даже само слово «механик» восходит к древнегреческому «михани» — «орудие». Первых машинистов паровозов тоже изначально звали «механиками», но это было всего лишь уважительное обращение, показывавшее восторг перед умом человека, умеющего обращаться с такой жаропышащей махиной. Так что, слово было, а профессии под него не было. Потому, что техники было еще не так много, сложность её, по нынешним понятиям, была невысокой, соответственно и занимались её ремонтом сами эксплуататоры. Шоферы, машинисты (паровозов и паровых котлов), матросы-мотористы, летчики.

Только в конце XIX века в паровозных депо и мастерских стали появляться специальные рабочие, которые сами локомотивы не водили, зато умели быстро их ремонтировать. Автослесари появились еще позже, только после того, как Генри Форд ввёл на своих заводах конвейерное производство.

Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что первая официальная автомастерская открылась за 9 лет, до этого. Заработала она в 1899 году в уже достаточно автомобилизированном Бостоне. Впрочем, это была не просто мастерская, а целый комплекс, включавший в себя продажу авто, хранение (гараж), прокат, мойку, заправку, ну, заодно – и ремонт. Но первая именно придорожная мастерская появилась в Питсбурге лишь в 1913 году, когда c конвейеров начал сходить легендарный Ford-T. И без того низкая (на треть меньше средней по рынку) его цена в $850 моментально упала до $500. Среднегодовой доход среднего американца тогда составлял $574, то есть, машина из роскоши вдруг превратилась в средство передвижения. Спустя два года Т-ешки уже стоили по $350, а продано их к тому времени было почти 800 тыс. Разумеется, покупавшие её маклеры и торговцы смазкой двигателя и переборкой ходовой утруждать себя не желали, в результате чего на рынке труда появилась новая профессия – автомеханик. Впоследствии разветвившаяся на моториста, жестянщика, автослесаря, шиномонтажника, автоэлектрика и так далее.

В России. а точнее, в СССР первые автосервисы начали появляться лишь в 1960-х годах. Ставили их на только что построенной МКАД. А специализированные техцентры возникли лишь в 1971 году. Как и в случае с США. произошло это после того, как в продаже появились относительно дешёвые, бесподобно престижные и не очень надёжные « Жигули ».

Вплоть до начала 1990-х годов престиж работы автомастера (любой специализации) можно было сравнить разве что с престижем работы официанта или таксиста. Связано это было, большей частью, с тем, что автосервисов, ремонтировавших частный транспорт, было крайне мало. Все изменилось в конце прошлого века, когда на волне перехода от социализма с человеческим лицом к полудикому капитализму мастерские стали открываться в каждом третьем гараже. Сейчас процесс несколько нормализовался. Специалисты утверждают, что официальных автосервисов в России насчитывается около восьми тысяч. Только в Москве их более 2500 легальных и примерно столько же – нелегальных.

Несмотря на то, что дефицита автомастеров уже давно не наблюдается, престиж автослесаря, автомеханика, моториста и так далее, среди рабочих профессий остаётся достаточно высоким. Когда почти в каждой семье есть свой автомобиль, а то и не один, ситуация понятная. В хороший сезон даже средний автослесарь вполне может заработать за месяц 60-70 тыс. рублей, а то и побольше.

Но это именно в сезон, ибо профессия автомастера – сезонная. Наибольший доход приходится на ноябрь-декабрь. А вот доход с апреля по май месячный доход редко переваливает за 30-40 тыс. И дело тут не в подготовке машины к зиме, больше работает отложенный спрос.

Преподаватель Образовательного комплекса «Юго-запад» по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Константин Ермаков:

Весной у нас люди чаще всего ездят до тех пор, пока машина едет, поэтому, до поры неисправности в машине накапливаются. Летом большинство действительно хороших мастеров отправляются на отдых, а их место в мастерских занимают молодые ребята с минимальным опытом. Поэтому, то, что они сделали, это не совсем ремонт, а, скорее, временная починка, на 2-3 месяца. И вот, ближе к зиме, число неисправностей подходит к той критической черте, за которой даже нерадивый хозяин начинает понимать, что пришло время идти к специалисту. Автомастера приводят машины в хорошее состояние, после чего они опять без проблем ездят, по крайней мере, до следующего лета.

В частных автомастерских мастер получает 40-50% от стоимости заказа, которая, в свою очередь, зависит от стоимости нормо-часа. Последний может колебаться от 460 рублей в мастерских, обслуживающих ЗИЛы и «Газели», до 11 250 рублей в точках, специализирующихся на Bugattl и Maserati. В среднем, работы по наиболее популярным маркам укладываются в вилку от 650 рублей за Daewoo до 2800 за Honda и Mazda.

В идеале, за 8-часовую смену можно отработать в хороший сезон 8 нормо-часов, но это в идеале. На практике при ремонте авто возникают дополнительные проблемы: залом болтов, шпилек, срыв резьбы, проявляются огрехи прошлых ремонтов, скрытые неисправности, привезли не те запчасти и так далее. Поэтому для ремонта времени обычно требуется в 1,5-2 раза больше.

И, опять же, скорость работы, а значит – и материальная отдача сильно зависит от квалификации. И если новичок к концу рабочего дня обычно с трудом натягивает 2-3 нормо-часа, опытный мастер, при тех же условиях, легко набирает в два раза больше. Дело тут не только в опыте, но и в том, что хороший мастер всю жизнь подбирает для себя «свой», особый набор инструментов. Родной.

Константин Ермаков:

— Есть инструмент, который слесарю нравится. Бывает, что нет заветного ключа, и он уже не в состоянии что-либо открутить. Чувство инструмента — есть такое понятие, реально существует. Его каждый подбирает под себя — что ключ, что диагностику. Кому-то понятнее одни способы диагностики, кому-то — другие. Один на слух может определить неисправность, другому необходимо, чтобы все на приборе в цифрах написалось. Тоже относится и к разборо-сборочному оборудованию. Есть некие «волшебные» ключи, которые мастер, например, подогнул под особенности определенной машины. Это касается больше дилерских центров, в которых работают с одной и той же маркой. Но даже у универсала обязательно есть какой-то любимый ключ. Который надёжный, удобный и прилаженный.

Еще один серьёзный плюс профессии – достаточно низкий старт для открытия собственного бизнеса и быстрая окупаемость вложенных средств. Так, основатель одного из крупнейших в Москве автосервисов Александр Воронков начинал с того, что в 1997 году арендовал пару гаражей, в которых поставил два подъёмника. Это обошлось ему в $25 тыс. Уже через три года он расширил ремонтные площади до 500 кв. м. добавил несколько постов, покрасочную камеру и диагностический стенд. Сегодня у него в Российской столице уже три техцентра, а общая стоимость бизнеса исчисляется в сотнях миллионов долларов.

Начинающему автопредпринимателю легче всего стартовать с шиномонтажной мастерской. Места она занимает немного, а весь комплект оборудования укладывается в $2,5–5 тыс. Примерно столько же потребуется для мастерской по жестяным и покрасочным работам, но шиномонтажка обгоняет последние за счет скороокупаемости. Учитывая, что на «переобувку» машины уходит примерно полчаса, за день мастер вполне может обслужить до 20 машин. В результате все затраты, учитывая аренду, оплату помощника, коммуналку и так далее, с лихвой компенсируются уже через 1,5-2 месяца. А ведь на базе мастерской можно еще и устроить небольшую торговлю шинами и автомаслами.

Для ремонтной мастерской обязательно нужен подъёмник. Его цена колеблется от $1.5 тыс. за отечественный до $3 тыс. за импортный. Лучше, если в боксе будет не один, а хотя бы два поста. Очень желательно установить стенд диагностики неисправностей. Хороший стенд стоит от $10 тыс. но его использование, за счет быстрой и точной диагностики, сокращает время ремонта в разы. А значит, в разы увеличивается и доход.

Еще каких-то 10-15 лет назад хорошие мастера прекрасно зарабатывали и без мастерской, работая «по вызову». Сейчас с этим стало значительно сложнее, поскольку для любой мало — мальски порядочной машины при критической поломке легче вызвать эвакуатор, который и доставит «больную» в сервис.

Но и тут есть исключения. Так, среди мастеров автоэлектрики считаются «белой костью». Хорошему электрику своя мастерская просто не нужна, он и сейчас часто работает «по-вызову», только не по частному, а по корпоративному. Стандартная зарплата для него начинается от 60-70 тыс. рублей, и держать такого сотрудника в постоянном штате под силу далеко не каждому сервису. Поэтому, часто владельцы небольших мастерских вызывают человека уже под конкретный заказ. Плюс, именно автоэлектрика и сегодня есть смысл вызвать «на дом», если, скажем, отрубалось зажигание, или отказала сигнализация. Тут час работы стоит от 2000 рублей, причем минимальная сумма – те же 2000, даже если мастер всего лишь заменил предохранитель. Как-никак – выезд.

Добавить комментарий