Личный счёт На что живут автослесари65 000 рублей

Как стать автослесарем

Я сразу после армии работал в сервисе. Специального образования не было, просто гайки крутить интересно было. Потом надоело быть вечно чумазым, и я устроился в офис менеджером по продажам. Там чисто, тепло, уютно, но скучно и денег особых не платили. Может, если бы мне не было скучно, и там бы зарабатывал. А так, чтобы лишнюю копеечку на пиво заработать, иногда чинил коллегам их машины за скромные суммы. А там подумал и решил вовсе бросить офис. Железки-то ковырять мне нравится. Мне 31, сейчас уже третий год этим занимаюсь.

Вообще, у нас в гаражном комплексе таких мастеров пара десятков наберется. Сильной конкуренции нет, у каждого своя клиентская база. Кроме того, есть и разные специализации. Вот я и еще человек пять в наших гаражах — чисто слесари, подвеска, мотор. Есть три сход-развальщика, штук пять жестянщиков и автомаляров. А есть еще ребята, которые обслуживают каких-то таксистов — весь парк одной компании. Они-то, похоже, скоро уже превратятся в нормальный большой сервис.

Народ, с которым я общаюсь, примерно из тех же соображений в гаражи пошел. Ну не нравится им, когда начальник есть, а тут — сам себе хозяин. Гарантированного оклада нет — как потопаешь, так и полопаешь, но это во всех сервисах так. Бывает, что есть некий минимальный оклад, но основное — все равно сдельщина.

Особенности работы

Четкого графика у меня нет — как народ запишется, так я и выхожу. Самые горячие дни — это суббота, воскресенье, праздники. И в будни после семи вечера одна-две машины обязательно появляются. Ну, как ни крути, большинство-то в офисах работает с 09:00 до 18:00, когда им еще машины чинить? Кстати, коллеги мои в этом смысле более жесткие — работают ровно в этот же период: понедельник — пятница, с 09:00 до 18:00. Некоторые еще по субботам бывают. Наверное, у них клиентская база уже прочно держится. Я так не могу себе позволить, очень денег хочется.

Часто мои контакты передают людям без уточнений, что это гараж. Они думают, что здесь большой сервис. А приезжают, видят гараж, яму слесарную — и начинают думать, что здесь им сейчас наколхозят. Отчасти я их понимаю, встречают по одежке. Но качество ремонта у нас от рабочего места очень редко зависит. Это ведь не переборка дизельных форсунок, где идеальная чистота необходима. А я занимаюсь простыми слесарными работами — подвеска, техобслуживание, минимальные работы по двигателям.

Основной инструмент — конечно, молоток. Их у меня целый ряд, весом от 200 граммов до пяти килограммов. Второй важный инструмент — лом. Прикипевшие гайки так просто не открутить. В общем, как в поговорке: «без кувалды и зубила ты не слесарь, а ****** (дилетант. — Прим. ред.) ». И у дилеров точно так же, только кувалду редко используют. Там просто все белым кафелем выложено, который моют постоянно, оттого красиво все. И машины к ним ездят помоложе — до пяти лет максимум, на них еще ничего не успевает толком закиснуть. В перспективе планирую найти помещение побольше и сделать подъемник. Без него многие вещи делаются дольше и неудобнее. Но в целом и сейчас терпимо.

Клиенты

Основной источник клиентов — сарафанное радио. Один починил машину у меня — рассказал пятерым, из них один-два приедут. В принципе, этого достаточно — порой неделя расписана так, что и продохнуть некогда.

В основном ко мне приезжают люди, хотя бы немного разбирающиеся в устройстве машины. Те, кто слабо представляет, какое волшебство крутит колеса, обычно едут к дилеру.

Много мозгоклюев. Такие клиенты любят, когда что-то с первого раза не получается, под руку спрашивать что-то в духе «А ты точно правильно делаешь? Может, это по-другому делается?». В эти моменты хочется сказать им много добрых слов, но сдерживаюсь — мне с них еще деньги за работу получать. Кто-то с порога торговаться начинает: «300 рублей — дорого за замену воздушного фильтра, давай за 100!» Мне это невыгодно, я отказываюсь. Интересно, как бы они отреагировали, если бы им на работе предложили зарплату обрезать втрое, потому что текущая зарплата — очень дорого? Впрочем, я примерно через год работы научился таких клиентов отсеивать на этапе телефонного разговора. Чаще всего их невыгодно чинить. Стоимость работы — тысяча рублей, а времени с этим клиентом тратишь на все 3 тысячи. Чтобы отсеять, называю трехкратную цену. Либо отсеются (собственно, этого и добиваюсь), либо заплатят — тогда уж приходится терпеть.

Конечно, преобладают нормальные клиенты. Им и рассказать подробно не лень, и показать на примере, при необходимости и целую лекцию об устройстве автомобиля провести. Но запоминается-то в основном негатив.

Много бывает звонков с лечением по фотографии. При таких-то условиях что-то постукивает — что это может быть и как это лечить. Если клиент уже давний — консультирую, примерный перечень возможных проблем рассказываю, по прайсу ориентирую для каждого случая. А если незнакомый — сразу говорю, что только очно смотреть могу, пусть приезжает тогда-то. Большинство не приезжает. Еще один сорт людей — звонят, спрашивают цену конкретной работы, узнают, благодарят и прощаются. Не приезжают при этом.

Без претензий не обходится. Если моя вина — исправляю бесплатно. Можно не исправлять, а вернуть деньги, но это почти наверняка потеря клиента, он больше не приедет. Теряет веру в тебя, и все тут. Бывают и обратные ситуации, когда работа выполнена хорошо, а претензии предъявляются за какие-то якобы возникшие после меня проблемы: «до тебя колодки были на 10 % изношены, а теперь на 50 %». А я вообще масло в двигателе менял. Это один из самых проблемных моментов. В больших сервисах для этого мастер-приемщик есть. Одна из его задач — чтобы слесарь спокойно крутил гайки и не тратил время на споры с клиентом.

Развести клиента несложно, даже если он опытный. Детально отслеживать все твои операции он не сможет при всем желании. Возможностей — масса. И приговорить исправное, и если испортил что-то сам — можно сказать, что уже поломанное было. Многие коллеги так делают. Я не делаю.

Проблемы

Ряды в гаражах тесные, машина обычно перекрывает чей-то гараж. Непременно в разгар работы кто-то из соседей приезжает, просит переставить. Это минус пять минут из работы. А колодки поменять — это полчаса, то есть 15 % времени ушло. Это летом, а зимой проезды в снегу, порой и поставить некуда — тогда вообще до получаса уйти может.

Еще сильно отвлекают телефонные звонки. Звонят почему-то именно тогда, когда неудобно говорить: под машиной, руки грязные, особо ценную гаечку держишь — буквально тут же звонок, гарантированно. И не брать нельзя — звонят-то чаще всего клиенты, источник денег.

Доходы

Вообще, в автосервисах слесарям платят фиксированный процент от стоимости выполненных работ. Там, где я раньше работал, это было 50 %. Причем цены в том сервисе были высокие. По плану один слесарь должен был выполнить работы на общую сумму 200–250 тысяч в месяц. Половину от этого он получал, то есть 100–125 тысяч.

Проблемы две, и обе вызваны темпом работы. Чтобы успеть такой объем делать, надо все бегом-бегом. Если машине два-три года, то без проблем, а если 10 лет — начинаются заминки: здесь болт приржавел, здесь отломился. Бывает, приемщик согласует допработы с клиентом, а бывает — нет. Это первое. А второе — когда вечно бежишь-бежишь, очень велик шанс что-то проглядеть, недокрутить и в таком виде отдать клиенту. В лучшем случае это рекламация и переделка.

В гараже заработок существенно ниже. Но и темп работы я выбираю сам. Месяц на месяц не приходится. Летом все бегут делать техобслуживание — с мая по сентябрь самая большая занятость и самый большой доход, получается до 100 тысяч в месяц. А зимой сезон мертвеет, получается что-то около 30 тысяч в месяц. Меньше, правда, не получается.

В среднем получается 65 тысяч рублей в месяц, не очень много по нынешним временам, но жить спокойно позволяет. Увеличить доход на 10–20 тысяч можно, но для этого про выходные надо забыть совсем. Можно повысить цены, но, скорее всего, часть клиентов уйдет. Чтобы увеличить доход существенно, не вижу других путей, кроме покупки дополнительного бокса и найма работников. Пока еще не созрел для этого, но задумываюсь.

Расходы

Я живу один и снимаю квартиру в достаточно удаленном районе — на это уходит около 25 тысяч рублей в месяц. На еду, чай, кофе, пиво уходит около 20 тысяч в месяц, но я особо и не стесняюсь в выборе.

Еще примерно 5 тысяч в месяц уходит на бензин. Езжу я мало, живу недалеко от гаража, но все равно то в выходной на дачу к друзьям скатаешься, то по делам куда-то. Столько же уходит на гараж. Он у меня в собственности, поэтому аренду я не плачу — только членский взнос в гаражном кооперативе, 500 рублей в месяц, и за электричество получается примерно столько же. Зимой еще 2 тысячи рублей в месяц уходит на газ для отопления. Остальное расходится по мелочи: инструменты докупить, расходники — тех же перчаток по две пары в день уходит стабильно. Оставшиеся 10 тысяч стараюсь откладывать на черный день.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям