Вопрос о том, где же должен автомеханик обучение проходить, чтобы владельцу техцентра было не очень накладно, был и остается весьма актуальным. Вспомнил я об этом вопросе после вчерашнего долгого разговора с очередным своим учеником. Мы подробно обсуждали проблему кадрового голода в автосервисах и рассматривали различные варианты. Поскольку эти вопросы носят массовый характер, я решил обсудить их здесь.
Прежде всего, стоит заметить, что в нынешнее время, в связи с усложнением автомобильной техники, профессия автомеханик тоже сильно “повзрослела”.
Уже не получится любому “дяде Васе” в гаражах поднять капот у дорогой иномарки и оживить подуставший Гелендваген, например.
И в процессе подбора кадров еще 15 лет назад у меня возникал вопрос: где же автомеханик обучение получает? И сейчас этот вопрос актуален. Не знаю где в стране можно найти продвинутый колледж по подготовке автомехаников, в учебных классах которого стоял бы разобранный Мерседес, к примеру. Там, где я бывал, стояла в качестве пособия старая отечественная техника. Но техника ведь в последние годы сильно обновилась.
Возвращаясь к вопросу кадров для автосервисов можно отметить два основных пути комплектования штата. Для официальных дилерских техцентров рассматриваемые варианты не характерны. У них свои подходы, которые варьируются в зависимости от размеров их сети. Мы рассмотрим ситуацию в приложении к неавторизованным техцентрам.
Поиск и переманивание подготовленного автомеханика со своей клиентской базой. Я в свое время пошел именно по этому пути. Конечно же, получить на старте готового специалиста — это самый действенный вариант для быстрого старта. А вот в процессе дальнейшего развития бизнеса такой вариант становится уже далеко не выгодным.
Почему, спросите? Есть несколько отрицательных моментов. Прежде всего, финансовый момент. Как правило, в неавторизованных техцентрах оплата труда автомехаников начисляется в процентах от оплаченного. Сложилась практика оплаты ведущих автомехаников исходя из 50%. Представим себе, что вы набрали ТОЛЬКО ведущих автомехаников (не имеет значения сколько). В этом варианте владельцу автосервиса после выплаты зарплаты автомеханикам остается 50%.
Из этих оставшихся 50% нужно заплатить налоги, аренду помещений, свет, тепло, всевозможные подарки проверяющим… Сколько же останется для себя? Честно скажу — мало.
Этот очень важный момент стоит обсудить с ведущими автомеханиками. Понятно, что им будет сложно понять почему они должны терять в зарплате. Однако нужно найти аргументы, чтобы устранить недоверие. В моем случае, основная масса механиков получала 40% в зачет. Часть механиков с более низкой квалификацией получали 30-35%%. И только 1.5% ведущих мастеров имели 50%. Но не более, иначе предпринимательство становилось нерентабельным и даже убыточным.
Все эти нюансы следует внимательно считать и не идти на поводу у особо ретивых механиков. Лучше иметь крепкий коллектив с оплатой 40%, чем несколько супер мастеров с оплатой 50%.
Супер мастера, как правило, в самый трудный момент для вашего бизнеса поворачиваются и уходят и даже не вспоминают о вашей щедрости. Увы, это жизнь.